Аспекты этиотропной терапии хронического вульвовагинального кандидоза
: 2009/2/20 | : Здоровье женщины
В.А. Товстановская, В.Н. Воробей_Виховская
Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г. Киев
Введение
В последнее время распространение вульвовагинального кандидоза достигло уровня социальной проблемы. Не составляя угрозы для жизни, это заболевание, тем не менее, существенно снижает качество жизни больных женщин. Кроме физического дискомфорта кандидоз влечет за собой психологический дисбаланс, что приводит к снижению трудоспособности и социальной активности. Исходя из последних исследований, больше половины женщин переносят один или два эпизода вульвовагинального кандидоза достигнув 25-летнего возраста [2], 75% женщин детородного возраста имели 1 эпизод кандидоза, а 50% — и повторные рецидивы заболевания [1]. Основными фактами риска вульвовагинального кандидоза считаются беременность, использование средств контрацепции, лечение антибактериальными препаратами и сахарный диабет.
Такая угрожающая статистика побуждает исследователей к поиску новых средств борьбы с данным заболеванием. В настоящее время существуют два подхода к лечению кандидоза как местного воспалительного процесса: иммунопатогенетический и этиологический. В основу первого положены представления о вульвовагинальном кандидозе как об особой форме микогенной аллергии [5]. Однако, по данным других исследований, добиться стойкой ремиссии с помощью иммунокорригирующих средств не удается. Таким образом, этиотропная терапия остается, по нашему мнению, самым перспективным направлением поиска новых методов лечения кандидоза.
Чаще всего возбудителем вульвовагинального кандидоза является Candida albicans (55,71% случаев), C. glabrata (12,9%) и C. parapsilosis (7,1%). В этой роли могут выступать также C. tropicalis (5,7%), C. Kefyr (5,7%), C. utilis (4,29%), C. intermedia (2,9%), C. Krusei (1,43%) и C. guillirmondii (1,43%). Возможна также микст-инфекция. [4] На фармацевтическом рынке представлено огромное количество противогрибковых средств. Однако устойчивость к ним отмечается достаточно часто и с каждым годом усугубляется бессистемным приемом препаратов в малых дозах [2]. Поэтому трогое следование схеме приема лекарственного средства и завершенность курса терапии авторы считают раеугольным камнем эффективности лечения.
Весомое место среди противогрибковых средств занимают препараты группы азола. В основе их действия лежит несколько механизмов. Вещества этого класса нарушают синтез мембран, препятствуя деятельности мембранных ферментов, приводят к подавлению синтеза хитина клеточной стенки, а также угнетают тканевое дыхание на уровне цитохром-С-оксидазы.
Одним из представителей препаратов группы азола является Дифлазон (KRKA) — новое синтезированное активное вещество, производное триазола. За счет мощного ингибирования фермента 14а-деметилазы грибковой клетки он угнетает синтез эргостерола (основного компонента мембран клеток грибов). Дифлазон оказывает фунгистатическое действие на многочисленные штаммы патогенных грибковых микроорганизмов. Действующее вещество Дифлазона — флуконазол, который хорошо абсорбируется после перорального приема, а его биодоступность превышает 90%. Только 10–12% флуконазола связывается с протеинами плазмы. Объем его распределения приблизительно такой же, как объем распределения воды в организме. Флуконазол хорошо проникает во все жидкости организма. Максимальная концентрация в плазме достигается через 0,5–1,5 часа, а биологический период полураспада составляет 30 часов, что позволяет принимать препарат 1 раз в сутки.
Цель исследования — оценка эффективности применения Дифлазона при лечении хронического вульвовагинального кандидоза по сравнению с другими антимикотиками, а также определение безопасности использования Дифлазона при данной патологии.
Материал и методы исследования
В исследовании приняло участие 50 женщин. Все они соответствовали следующим критериям: репродуктивный возраст —18–45 лет, продолжительность заболевания — от 2 до 10 лет, частые рецидивы заболевания, лабораторное подтверждение диагноза, наличие у пациенток моноинфекции. Среди больных, принимавших участие в исследовании, не было беременных, женщин в период лактации и с эпизодами аллергической реакции на препараты группы азола. Перед началом лечения все женщины были анкетированы с целью констатации субъективных ощущений и их изменений в процессе лечения. Жалобы соответствовали классической клинической картине кандидоза: зуд и чувство жжения в области вульвы отметили 45 (90%) женщин, диспареунию — 38 (76%), «творожистые» выделения — 41 (82%) (таб.1).

При гинекологическом осмотре у всех женщин была отмечена гиперемия слизистых влагалища и вульвы. Сопутствующей гинекологической патологии обнаружено не было.
Тридцати женщинам был назначен Дифлазон в дозе 150 мг в 1-й, 4-й и 7-й день лечения и по 100 мг 1 раз в неделю на протяжении 1-го месяца в качестве поддерживающей терапии. Группу контроля составили 20 женщин, принимавших итраконазол в дозе 100 мг дважды в сутки на протяжении 7_ми дней, а также по 100 мг 1 раз в неделю на протяжении 1_го месяца (поддерживающая терапия). Все участницы исследования были предупреждены о возможных побочных эффектах: тошноте, рвоте, диарее при приеме Дифлазона и запорах при приеме итраконазола, а также головной боли, аллопеции, гиперергических реакциях в виде крапивницы, ангионевротических отеков, анафилаксии.
Субъективные ощущения женщин фиксировались на 2-й, 5-й, 8-й и 45-й день исследования. На 8-й и 45-й день также был произведен повторный гинекологический осмотр пациенток и взяты контрольные анализы выделений.
Результаты исследования и их обсуждение
Улучшение общего состояния уже на 2_й день отметили все женщины, принимавшие Дифлазон, из них 6 (20%) засвидетельствовали полное исчезновение субъективных признаков кандидоза. При этом только 15 (75%) пациенток, получавших итраконазол, отмечали общее улучшение самочувствия. На 5_й день лечения жалобы оставались у 2 (6,6%) женщин, принимавших Дифлазон, и у 6 (30%) — принимавших итраконазол. На 8_й день терапии полное исчезновение жалоб констатировали все пациентки, получавшие Дифлазон, и 1 (5%) пациентка из группы сравнения, которая продолжала жаловаться на зуд в области вульвы. Через 45 дней рецидив заболевания отметили 4 (20%) женщины, использовавшие в качестве лекарственного средства итраконазол, и лишь 1 (5%) пациентка основной группы, получавшая Дифлазон (табл. 2, рис. 1–3).




При гинекологическом осмотре на 8-й день лечения объективных признаков вульвовагинального кандидоза не было обнаружено ни у одной из женщин, принимавших Дифлазон. В тоже время, гиперемия слизистых была отмечена у 1 пациентки группы сравнения, при лечениикоторой использовался итраконазол. Лабораторно возбудитель был обнаружен у 1 (3,3%) женщины основной группы и у 3 (15%) — группы сравнения. На 45_й день от начала лечения пациентки были обследованы вновь с целью определения частоты рецидивов и эффективности поддерживающей дозы. Объективно лишь у 1 женщины, принимающей Дифлазон и предъявляющей жалобы на зуд и диспареунию, была отмечена гиперемия слизистых (этот эпизод рецидива подтвержден лабораторно). Еще у одной пациентки основной группы возбудитель был обнаружен во влагалищном секрете, однако он никак не проявлялся клинически. Среди женщин, принимавших итраконазол, возбудитель был обнаружен в 7 (35%) случаях, а 2 из них проявились клинически (табл. 3, рис. 4, 5).



Побочные эффекты наблюдались у 2 (6,6%) пациенток, принимавших Дифлазон. Одна из них страдала от тошноты, другая —от головной боли. Из 4 (20%) женщин, отметивших побочные реакции при приеме итраконазола, 3 жаловались на тошноту, 1 — на головную боль (табл. 4, рис. 6, 7). Случаев повышенной чувствительность к препарату отмечено не было.



Выводы
1. Исходя из полученных данных исследования, Дифлазон обладает высокой эффективностью при лечении хронического вульвовагинального кандидоза у женщин.
2. Действие препарата начинает проявляться уже на следующий день после начала лечения, а полное выздоровление наступает уже через неделю применения Дифлазона.
3. Практически у всех пациенток достигается стойкая эрадикация возбудителя.
4. Неоспоримые преимущества Дифлазона перед итраконазолом — это быстрота наступления ожидаемого эффекта, меньшая частота возникновения рецидивов заболевания, более низкий риск развития побочных реакций.
5. Использование Дифлазона в гинекологической практике можно рекомендовать для лечения хронического вульвовагинального кандидоза, так как препарат, помимо хороших терапевтических характеристик, хорошо переносится пациентками и может быть препаратом выбора при данной патологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагинальный кандидоз: этиолигия, эпидемиология, патогенез /Сергеев А.Ю., Иванов О.Л., Караулов А.В. и др. // Иммунопатология, аллергология, инфектология. — 2000. — № 2. — С. 99–107. 2. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. Кандидоз: природа инфекции, механизмы агрессии и защиты, диагностика и лечение. —М.: Триада_Х, 2000. — 440 с. 3. Романовская Т.А., Сергеев Ю.В. Хронический вагинальный кандидоз: новые возможности терапии // Иммунопатология, аллергология, инфектология. — 2005. — № 1. 4. Яковлева З.Б., Резниченко Н.А. Терапия кандидных вульвовагинитов // Здоровье женщины. — 2005 — № 4 (24) — С. 69–72. 5. An intravaginal live candida challenge in humans leads to new hypotheses for the immunopathogenesis of vulvovaginal candidiasis / Fidel P.L., Barousse M., Espinosa T. et al. // Infection and Immunity. — 2004. — V. 72 (5). — P. 2939–2946.
Ключевые слова: женщины, вульвовагинальный кандидоз, терапия, Дифлазон.
Ключові слова: жінки, вульвовагінальний кандидоз, терапія, Дифлазон.
Key words: women, vaginal kandidose, therapy, Diflason .
Реклама:
книги купить медицина, английский
часы телефон, samsung.
: .
: http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_173.html
:
.
.
|