Особенности местного лечения гнойных лимфаденитов челюстно-лицевой области и шеи у лиц, употребляющих наркотические препраты

: 2009/8/2 | : Современная стоматология

А.А. Тимофеев, А.В. Дакал


Институт стоматологии НМАПО им. П.Л. Шупика


Резюме. Проведенные исследования доказывают высокую эффективность препарата «Октенисепт» в профилактике и лечении больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи. Препарат «Октенисепт» имеет выраженный антисептический эффект и не обладает побочным действием.
Ключевые слова: гнойные раны, гнойные лимфадениты, Октенисепт, хлоргексидин.

В клинике челюстно-лицевой хирургии гнойные лимфадениты мягких тканей являются одним из распространенных видов патологии. В последние годы количество больных с этими заболеваниями значительно увеличилось, усугубилась тяжесть течения процесса, что нередко приводит к грозным осложнениям. Таким образом, актуальность данной темы исследования не вызывает сомнений.

В большинстве случаев этиологическим фактором данных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и шеи является одонтогенная инфекция (Тимофеев А.А., 2004, 2007). Известно, что особенность одонтогенных очагов воспаления – дефекты твердых тканей зуба, являющиеся входными воротами инфекции, – не возмещаются естественным путем. Данное обстоятельство обусловливает постоянное дополнительное инфицирование тканей челюстно-лицевой области и способствует формированию очагов хронической инфекции. Между таким очагом инфекции и организмом больного устанавливается своеобразное динамическое равновесие. Оно может быть нарушено в результате иммунологической реактивности организма больного, повышения вирулентности инфекционного начала либо при повреждении соединительнотканной капсулы, окружающей инфекционный очаг (Тимофеев А.А., 2004, 2007).

Применяемые в настоящее время методы лечения различных форм осложненного кариеса – пульпитов, периодонтитов – нельзя признать совершенными. Полноценность пломбирования каналов зуба составляет 60–70 % (Хоменко Л.А. и соавт., 1999; Политун А.М. и соавт., 2000; Данилевский Н.Ф. и соавт., 2001; Леонтьев В.К. и соавт., 2004; Садовский В.В., 2005, и др.). Хронические очаги воспаления при терапевтическом лечении периодонтитов исчезают не сразу после завершения пломбирования каналов в зубе даже в том случае, если это лечение оказывается полноценным. У 22 % больных очаги хронического одонтогенного воспаления исчезают через 4–8 мес, а у 68 % – только через 1–2 года и более (Максимовский Ю.М., 1998; Леонтьев В.К. и соавт., 2004; Садовский В.В., 2005, и др.).

Учитывая вышеописанный полимикробный характер гнойного очага для местного лечения гнойных ран, мы обратили внимание на водный антисептик – препарат «Октенисепт» (производство Германии, эксклюзивный импортер продукции «Schulke & Mayr GmbH» в Украине). Данный препарат имеет очень широкий спектр антимикробного действия. Действие осуществляется за счет гидрофобного взаимодействия октенидина дегидрохлорида и феноксиэтанола с цитоплазматическими мембранами патогенных микроорганизмов. Спектр антимикробного действия охватывает как грамположительные, так и грамотрицательные (аэробные и анаэробные) микроорганизмы, грибковую флору, вирусы, микобактерии туберкулеза, стафилококки (включая полирезистентные формы), стрептококки, энтерококки, протей, кишечную палочку, хламидии, микоплазмы, трихомонады и многое другое. С целью местного лечения воспалительных процессов мы использовали Октенисепт, в 100 мл водного раствора которого содержится октенидина дигидрохлорида – 0,1 г, феноксиэтанола – 2,0 г, вспомогательные ингредиенты. Октенисепт не совместим с йодсодержащими препаратами (антисептиками). Кратность использования Октенисепта – 2–3 раза в сутки, при необходимости – до 6-ти раз в сутки.

Цель данного исследования – определить эффективность препарата «Октенисепт» для местного лечения больных с гнойных лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи, больных, употребляющих наркотические препараты.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной задачи нами были обследованы 37 больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в возрасте от 18-ти до 34-х лет, которые употребляли наркотики и находились на стационарном лечении в отделении челюстно-лицевой хирургии КГКБ № 12 (клиника челюстно-лицевой хирургии НМАПО им. П.Л. Шупика – Украинский центр челюстно-лицевой хирургии). Данные больные были разделены на две группы наблюдения (основную и контрольную). Основную группу составили 17 обследуемых (употребляющих наркотики), в комплекс общепринятого медикаментозного лечения которых для местного воздействия на гнойную рану в гнойно-некротической фазе течения раневого процесса (после вскрытия гнойника) мы применили Октенисепт (для промывания гнойных ран и наложения на них антисептических повязок). Контрольную группу составили 20 больных (употребляющих наркотики) с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи, которым в комплексе общепринятого лечения для местного воздействия на гнойную рану в гнойно-некротической фазе течения раневого процесса (после вскрытия гнойника) применили 0,1 % стерильный раствор хлоргексидина биглюконата для промывания гнойных ран и наложения антисептических повязок.

Всем больным обязательно проводили хирургическое лечение (удаление причинного зуба и вскрытие гнойника) с последующей медикаментозной терапией (включало антибактериальное, общеукрепляющее и симптоматическое лечение, иммунотерапию). Разница в проводимом лечении между обследуемыми группами заключалась только в том, что больным основной группы для местного лечения гнойной раны использовали Октенисепт, а больным контрольной группы – хлоргексидин.

При госпитализации и в динамике лечения больных проведено микробиологическое (идентификация выявленной микрофлоры и установление ее антибиотикочувствительности) и общеклиническое обследование. Последнее включало: осмотр, пальпацию, сбор анамнеза, рентгенографию челюстей и другие методы. Определяли наличие микрофлоры в гнойной ране в динамике проводимого лечения. Мы провели сравнительный анализ действия Октенисепта и хлоргексидина по местной клинической симптоматике. Изучены края послеоперационной гнойной раны (выраженность гиперемии и их инфильтрация), ее стенки (в зависимости от выраженности налета фибрина, наличия участков некроза, их гнойного или серозного пропитывания), отделяемое из гнойной раны, сроки появления грануляций, изменения площади гнойной раны. Нами также была изучена выраженность воспалительной инфильтрации околочелюстных мягких тканей.

Клинические симптомы и полученные цифровые данные лабораторных обследований обработаны вариационно-статистическим методом с использованием персонального компьютера. Достоверность результатов обследования вычисляли согласно критериям Стьюдента. Различия считали достоверными при р < 0,05.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании микробиологических исследований установлено, что у больных с одонтогенными гнойными лимфаденитами мягких тканей челюстно-лицевой области и шеи в гнойных очагах обнаружены не только аэробы, но и анаэробы. Микроорганизмы были как в монокультуре, так и в ассоциациях.

Нами была определена частота высеваемости патогенных микроорганизмов из гнойного очага у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения в основной и контрольной группах (рис. 1). Сразу же после вскрытия гнойного лимфаденита из гнойного очага в основной и контрольной группах наблюдения микроорганизмы высевались в 100 %. На 3–4-е сутки проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) микроорганизмы из гнойного очага были высеяны у 8-и больных (47,1 %), а при лечении хлоргексидином (контрольная группа) – у 14-ти больных (70,0 %). На 7–8-е сутки проводимого лечения в основной группе наблюдения микроорганизмы из гнойного очага были высеяны у 2-х обследуемых (11,8 %), а в контрольной группе – у 5-ти больных (25,0 %).



Изучены изменения выраженности гиперемии краев гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 2). Установлено, что в основной группе наблюдения на следующий день после вскрытия гнойника выраженная гиперемия краев гнойной раны была отмечена у 8-и больных (47,1 %), умеренная – у 5-ти обследуемых (29,4 %) и отсутствовала гиперемия у 4-х больных (23,5 %). В контрольной же группе на следующий день после вскрытия гнойника выраженная гиперемия краев гнойной раны была отмечена у 10-ти больных (50,0 %), умеренная – у 5-ти обследуемых (25,0 %) и отсутствовала гиперемия у 5-ти больных (25,0 %). На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) выраженная гиперемия краев гнойной раны наблюдалась у 3-х больных (в 17,7 %), умеренная – у 6-ти больных (в 35,2 %), отсутствовала – у 8-и больных (47,1 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) выраженная гиперемия краев гнойной раны встречалась у 8-и больных (в 40,0 %), умеренная – у 8-и обследуемых (в 40,0 %), отсутствовала – у 4-х больных (20,0 %). На 7–8-й день лечения Октенисептом умеренная гиперемия наблюдалась у 2-х больных (в 11,8 %), а у остальных гиперемии краев раны не было. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином умеренная гиперемия краев гнойной раны обнаружена у 6-ти обследуемых (в 30,0 %), а у остальных гиперемия отсутствовала.



Нами были определены изменения выраженности воспалительной инфильтрации краев гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике лечения (рис. 3). Установлено, что на следующий день после вскрытия гнойника выраженная воспалительная инфильтрация краев гнойной раны была отмечена в 100 % случаев как в основной группе наблюдения, так и в контрольной. На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) выраженная воспалительная инфильтрация краев гнойной раны наблюдалась у 8-и больных (в 47,1 %), умеренная – у 8-и больных (в 47,1 %) и незначительная – у 1-го обследуемого (5,8 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) выраженная воспалительная инфильтрация краев гнойной раны встречалась у 16-ти больных (в 80,0 %), а умеренная – у 4-х обследуемых (в 20,0 %). На 7–8-й день лечения Октенисептом умеренная воспалительная инфильтрация наблюдалась у 5-ти больных (в 29,4 %), а у остальных 12-ти больных (70,6 %) воспалительная инфильтрация краев раны была незначительной. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином умеренная воспалительная инфильтрация краев гнойной раны обнаружена у 12-ти обследуемых (в 60,0 %), а у остальных 8-и больных (40,0 %) воспалительная инфильтрация краев раны была незначительной.



Выявлены изменения выраженности налета фибрина на стенках гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 4). Установлено, что на следующий день после вскрытия гнойника выраженный налет фибрина стенок гнойной раны был отмечен в 100 % случаев в обеих группах наблюдения. На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) выраженный налет фибрина стенок гнойной раны наблюдался у 10-ти больных (в 58,8 %) и умеренный – у 7-и больных (в 41,2 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) выраженный налет фибрина стенок гнойной раны встречался у 17-ти больных (в 85,0 %), а умеренный – у 3-х обследуемых (в 15,0 %). На 7–8-й день лечения Октенисептом умеренный налет фибрина стенок гнойной раны наблюдался у 4-х больных (в 23,5 %), а у остальных 13-ти обследуемых (76,5 %) налет фибрина стенок гнойной раны был незначительным. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином умеренный налет фибрина стенок гнойной раны обнаружен у 12-ти обследуемых (в 60,0 %), а у остальных 8-и обследуемых (40,0 %) налет фибрина стенок гнойной раны был незначительным.



Определено наличие гнойно-серозного пропитывания стенок гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 5). Установлено, что на следующий день после вскрытия гнойника гнойное пропитывание стенок гнойной раны было отмечено в 100 % случаев как в основной группе наблюдения, так и в контрольной. На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) гнойное пропитывание стенок гнойной раны наблюдалось у 8-и больных (в 47,1 %), а серозное – у 9-ти больных (в 52,9 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) гнойное пропитывание стенок гнойной раны встречалась у 16-ти больных (в 80,0 %), а серозное – у 4-х обследуемых (в 20,0 %). На 7–8-й день лечения Октенисептом серозное пропитывание стенок гнойной раны наблюдалось у 6-ти больных (в 35,3 %), а у остальных 11-ти обследуемых (64,7 %) пропитывания стенок гнойной раны уже не было. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином серозное пропитывание стенок гнойной раны обнаружено у 14-ти обследуемых (в 60,0 %), а у остальных 6-ти обследуемых (40,0 %) пропитывание стенок гнойной раны отсутствовало.



Определен характер отделяемого из гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 6). Установлено, что на следующий день после вскрытия гнойника характер отделяемого из послеоперационной раны был гнойным в 100 % случаев как в основной группе наблюдения, так и в контрольной. На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) гнойное отделяемое из раны наблюдалось у 9-ти больных (в 52,9 %), а серозное – у 8-и больных (в 47,1 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) гнойное отделяемое из послеоперационной раны встречалось у 16-ти больных (в 80,0 %), а серозное – у 4-х обследуемых (в 20,0 %). На 7–8-й день лечения Октенисептом серозное отделяемое из послеоперационной раны наблюдалось у 5-ти больных (в 29,4 %), а у остальных 12-ти обследуемых (70,6 %) отделяемого из послеоперационной раны уже не было. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином серозное отделяемое из послеоперационной гнойной раны обнаружено у 10-ти обследуемых (в 50,0 %), а у остальных 10-ти больных (50,0 %) отделяемое из послеоперационной гнойной раны отсутствовало.



Определены сроки появления грануляций в послеоперационной гнойной ране у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 7). На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) появление первых грануляций в послеоперационной гнойной ране у больных с гнойными лимфаденитами наблюдалось у 2-х больных (в 11,8 %), в эти же сроки лечения хлоргексидином (контрольная группа) появления аналогичных грануляций в послеоперационной гнойной ране у больных с аналогичными заболеваниями мы не выявили. На 5–6-й день проводимого лечения Октенисептом появление грануляций в послеоперационной гнойной ране у больных с гнойными лимфаденитами наблюдалось уже у 12-ти больных (в 70,5 %), а при лечении хлоргексидином грануляции были выявлены только у 8-и обследуемых (в 40,0 %). На 7–8-й день проводимого местного лечения Октенисептом появление грануляций в послеоперационной гнойной ране у больных с гнойными лимфаденитами обнаружено у всех обследуемых (в 100 %), а при лечении хлоргексидином только у 15-ти больных (в 75,0 %).



Определены сроки уменьшения площади гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике проводимого лечения (рис. 8). На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) уменьшение гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами зарегистрировано у 5-ти больных (в 29,1 %), в эти же сроки лечения хлоргексидином (контрольная группа) уменьшение гнойной раны мы выявили у 4-х больных (20,0 %). На 5–6-й день проводимого лечения Октенисептом уменьшение гнойной раны у больных с гнойными лимфаденитами наблюдалось уже у 12-ти больных (в 70,6 %), а при лечении хлоргексидином только у 9-ти обследуемых (в 45,0 %). На 7–8-й день проводимого местного лечения уменьшение гнойной раны выявлено у всех обследуемых с гнойными лимфаденитами как в основной, так и в контрольной группе наблюдения.



Выявлены изменения выраженности воспалительной инфильтрации околочелюстных мягких тканей у больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи в динамике лечения (рис. 9). Установлено, что на следующий день после вскрытия гнойника выраженная воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей у больных с гнойными лимфаденитами была отмечена в 100 % случаев как в основной группе наблюдения, так и в контрольной. На 3–4-й день проводимого местного лечения Октенисептом (основная группа) выраженная воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей наблюдалась у 7-и больных (в 41,2 %), а умеренная – у 10-ти больных (в 58,8 %). На 3–4-й день проводимого лечения хлоргексидином (контрольная группа) выраженная воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей встречалась у 13-ти больных (в 65,0 %), а умеренная – у 7-и обследуемых (в 35,0 %). На 7–8-й день местного лечения Октенисептом умеренная воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей наблюдалась у 4-х больных (в 23,5 %), а у остальных 13-ти обследуемых (76,5 %) воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей незначительная. На 7–8-й день проводимого местного лечения хлоргексидином умеренная воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей обнаружена у 8-и обследуемых (в 40,0 %), а у остальных 12-ти больных (60,0 %) воспалительная инфильтрация околочелюстных мягких тканей была незначительной.




ВЫВОДЫ

На основании проведенных обследований больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи, употребляющих наркотические препараты, нами доказано, что антисептический препарат «Октенисепт», используемый для местного лечения гнойных ран, имеет выраженное антисептическое действие, которое значительно превосходит таковое у традиционно используемых антисептических средств (хлоргексидин). Побочных действий препарата «Октенисепт» мы не обнаружили. У больных с гнойными лимфаденитами челюстно-лицевой области и шеи, употребляюших наркотики, препарат «Октенисепт» должен быть рекомендован для местного лечения гнойных ран с целью сокращения сроков лечения и профилактики развития грозных гнойно-воспалительных осложнений.

Таким образом, препарат «Октенисепт» мы рекомендуем челюстно-лицевым хирургам и хирургам-стоматологам для профилактики и лечения больных с гнойными лимфаденитами мягких тканей челюстно-лицевой области и шеи.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Тимофеев А.А. Основы челюстно-лицевой хирургии. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007. – 696 с.
  2. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – Киев. – 2004. – 1062 с.
  3. Леонтьев В.К. и соавт. Развитие специализации и преемственности при оказании комплексной стоматологической помощи. – Москва: «Знание», 2004. – 320 с.
  4. Садовский В.В. Клинические технологии блокирования кариеса. – М.: Медицинская книга, 2005. – 72 с.

Резюме. Проведені дослідження доводять високу ефективність препарату «Октенісепт» у профілактиці та лікуванні гнійних лімфаденітів у щелепно-лицьовій ділянці та шиї. Препарат «Октенісепт» має високий антисептичний ефект і не має побічної дії.
Ключові слова: гнійні рани, гнійні лімфаденіти, Октенісепт, хлоргексидин.

Summary. The carried out researches prove high efficiency of a preparation «Octenisept» in preventive maintenance and treatment of patients with purulent lymphadenitis maxillofacial area and a neck. The preparation «Octenisept» has the expressed antiseptic effect and does not possess collateral actions.
Key words: purulent wounds, purulent lymphadenitis, Octenisept, chlorhexidin.


:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_320.html

:


.
.