Применение гидрофильного полиакриламидного геля «Ринапласт» для контурной пластики мягких тканей челюстно-лицевой области

: 2009/8/5 | : Современная стоматология

А.А. Тимофеев, И.М. Кебуладзе, Н.А. Галатенко, Р.А. Рожнова


Институт стоматологии НМАПО им. П.Л. Шупика
ЧП «Политокс»


Резюме. Результаты устранения деформаций костных и мягких тканей челюстно-лицевой области зависят не только от анатомической формы трансплантата (имплантата), величины и локализации дефекта, но и от состояния местной и общей резистентности организма больного. Под наблюдением находились 19 больных. На основании клинико-лабораторного обследования больных, которым для контурной пластики лица был применен гидрофильный ПААГ «Ринапласт», установлено, что данный препарат не изменяет общую и местную неспецифическую резистентность организма больного после введения ПААГ в мягкие ткани.
Ключевые слова: имплантация, гель «Ринапласт», резистентность организма, контурная пластика.

Замещение дефектов и устранение деформаций костей и мягких тканей челюстно-лицевой области являются одним из актуальных разделов восстановительной челюстно-лицевой хирургии [1]. В последние годы рост травматизма продолжает увеличиваться, усложнились травматические повреждения, что нередко затрудняет проведение восстановительных оперативных вмешательств после получения травмы. В дальнейшем это является одной из причин оставшихся более или менее выраженных деформаций лица, которые нуждаются в устранении.

Результаты устранения деформаций мягких тканей зависят не только от анатомической формы трансплантата (имплантата), величины и локализации дефекта, но и от состояния местной и общей резистентности организма больного. Несмотря на постоянное совершенствование техники и поиски новых материалов, используемых для восстановительных операций, количество послеоперационных осложнений остается довольно высоким [1, 2]. Среди причин развития послеоперационных осложнений (нагноение, отторжение, рассасывание и др.) большое значение имеют иммунный статус больного и его изменение под влиянием введения имплантируемого материала.

Целью настоящего исследования являлось изучение влияния гидрофильного полиакриламидного геля «Ринапласт», имплантируемого в мягкие ткани челюстно-лицевой области, на состояние общей и местной неспецифической резистентности организма больного.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под нашим наблюдением находились 19 больных в возрасте от 16-ти до 47-и лет с врожденными и приобретенными деформациями мягких тканей и костей челюстно-лицевого скелета. Гидрофильный полиакриламидный гель (ПААГ) «Ринапласт» разрешен к применению приказом МЗ Украины от 7 августа 2007 г. № 71 (свидетельство о государственной регистрации № 6825/2007).

Гидрофильный ПААГ «Ринапласт» мы вводили в любые участки челюстно-лицевой области в зависимости от локализации деформации, кроме век. Гель (в чистом виде) вводили в ткани под местной (проводниковой или инфильтрационной) анестезией или под общим обезболиванием. Наполнение гелем мягких тканей осуществляли при помощи шприца. Общее количество препарата, которое вводили одному пациенту, составляло от 2 до 15 мл, что находилось в прямой зависимости от выраженности деформации.

Гель применяли для контурной пластики как изолированно, так и совместно с другими трансплантатами (аллокость, аллохрящ, кергап в виде блоков и др.). После завершения введения геля на место инъекции накладывали бактерицидный пластырь.

Обязательным условием для больного перед проведением операции являлась санация полости рта (одонтогенных и неодонтогенных очагов инфекции). Противопоказаниями для введения гидрофильного ПААГ «Ринапласт» были острые общие инфекционные заболевания специфической и неспецифической этиологии, хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, заболевания сердечно-сосудистой и мочеполовой систем или желудочно-кишечного тракта в стадии декомпенсации, местные воспалительные заболевания мягких тканей и костей лицевого скелета.

Наряду с общеклиническими методами обследования (осмотр, пальпация, термометрия и др.) проведено изучение общей и местной неспецифической резистентности организма больного: фагоцитарной активности лейкоцитов периферической крови по методу Е.Ф. Чернушенко и Л.С. Когосовой [3] с вычислением процента фагоцитоза и фагоцитарного числа; количества секретируемых малых слюнных желез на участках слизистой оболочки в месте введения препарата с одновременным определением количества секрета, выделяемого одной малой слюнной железой, по способу В.И. Яковлевой и соавторов [4]; эмиграции нейтрофильных лейкоцитов слизистой оболочки полости рта (щеки) и содержания в них катионных белков [5]. Иммунологические обследования проводили при госпитализации больных, через 0,5 месяца, 1 месяц, 3 месяца после проведенного оперативного вмешательства. Контролем служили 20 практически здоровых лиц такого же возраста. Лабораторные данные обрабатывали вариационно-статистическим методом по И.А. Ойвину (1960) с вычислением критериев Стьюдента.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Введение гидрофильного ПААГ «Ринапласт» мы проводили как под местной анестезией, так и с применением общего обезболивания. Последнее предпочтительнее, поскольку это способствует более точному введению и распределению геля в мягких тканях.

Гель в необходимых участках вначале вводили небольшими дозами, по мере выдвижения иглы порцию вводимого препарата увеличивали и в подкожном слое вновь уменьшали, что обеспечивает равномерное растяжение мягких тканей и полноценное распределение геля в них.
Анализируя результаты проведенной контурной пластики гидрофильным ПААГ «Ринапласт», необходимо отметить, что осложнений как в ближайший, так и в отдаленный послеоперационный период мы не наблюдали. Чувствительность мягких тканей и мимика лица не нарушались. Следует лишь отметить некоторое снижение чувствительности кожи и затруднение мимики в раннем послеоперационном периоде (первые 3–5 дней после операции). С исчезновением послеоперационного отека (в течение 4–7 дней, в зависимости от количества введенного препарата) происходила полная нормализация кожной чувствительности и мимики лица.

На основании изучения фагоцитарной активности нейтрофилов периферической крови установлено, что данные показатели общего неспецифического иммунитета при госпитализации практически не изменялись, т. е. оставались в норме (табл. 1). Количество секретируемых малых слюнных желез на участках слизистой оболочки полости рта и губ в месте введения препарата (до и после операции) оставалось неизменным (табл. 2). Нами определено, что не изменялось и среднее количество секрета, выделяемое одной малой слюнной железой до и после выполнения оперативного вмешательства, связанного с введением гидрофильного ПААГ «Ринапласт» (табл. 2). Установлено, что количество нейтрофильных лейкоцитов, эмигрировавших через слизистую оболочку щеки, и содержание в них катионных белков не изменялось в динамике проводимого лечения (табл. 3).





Проводя клинические обследования больных с использованием гидрофильного полиакриламидного геля «Ринапласт» в период проводимого наблюдения, мы установили, что последний биосовместим, апирогенен, антиаллергенен, антиканцерогенен, не отторгается, имеет сродство с окружающими мягкими тканями, не вызывает образование фиброзов в окружающих тканях и сохраняет стабильную структуру после его введения (имплантации). Данный препарат не подвергается фрагментации и сохраняет свою первоначальную консистенцию, не отличающуюся от консистенции мягких тканей в течение всего периода после проведенной имплантации. Препарат не вызывает в тканях болевых ощущений, а также не изменяет общей и местной температурной реакции. Повторное, дополнительное введение геля возможно уже через один месяц после его имплантации в мягкие ткани.

На основании проведенного клинико-лабораторного обследования больных, которым для контурной пластики лица был применен гидрофильный ПААГ «Ринапласт», нами установлено, что данный препарат не изменяет общую и местную неспецифическую резистентность организма больного после его введения в мягкие ткани. Препарат не обладает побочными действиями, аллергические реакции отсутствуют, сохраняются первоначальный объем и консистенция в течение всего периода его нахождения в мягких тканях. Таким образом, гидрофильный ПААГ «Ринапласт» полностью отвечает требованиям, которые предъявляются к препаратам, используемым для контурной пластики мягких тканей, и не только может, но и должен быть использован для устранения деформаций мягких тканей челюстно-лицевой области любого происхождения. В настоящее время гидрофильный ПААГ «Ринапласт», по нашему мнению, следует отнести к одним из лучших имплантируемых в мягкие ткани материалов, которые используются для контурной пластики лица и шеи.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Тимофеев А.А. Основы челюстно-лицевой хирургии. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007. – 696 с.
  2. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – К., 2004. – 1062 с.
  3. Чернушенко Е.Ф., Колосова Л.С. Иммунологические исследования в клинике. – К., 1978. – 160 с.
  4. Яковлева В.И. и др. Диагностика и лечение ксеростомии: Методические рекомендации. – Одесса, 1981. – 20 с.
  5. Пигаревский В.Е. Зернистые лейкоциты и их свойства. – М.: Медицина, 1978. – 128 с.

Резюме. Результати усунення деформацій кісткових і м'яких тканин щелепно-лицьової ділянки залежать не тільки від анатомічної форми трансплантату (імплантату), величини та локалізації дефекту, а й від стану місцевої та загальної резистентності організму хворого. Під нашим спостереженням знаходились 19 хворих. На підставі клініко-лабораторного обстеження хворих, яким для контурної пластики обличчя був застосований гідрофільний ПААГ «Рінапласт», нами встановлено, що даний препарат не змінює загальну й місцеву неспецифічну резистентність організму хворого після введення ПААГ у м'які тканини.
Ключові слова: імплантація, гель «Рінапласт», резистентність організму, контурна пластика.

Summary. Results of removal of bone deformity and soft tissue of maxillofacial region depend on anatomic form of transplant (implant), dimension and localization of defect as well as condition of local and general resistance of a patient's organism. The purpose of this research is to study the influence of polyacryalamide gel «Rinaplast», implanted into soft tissue of maxillofacial region, on condition of local and general resistance of a patient's organism. 19 patients were under our observation. Based on clinical and laboratory examination of patients to which polyacrylamide gel «Rinaplast» was used, it was determined that this preparation does not change general and local non-spesific resistence of a patient's organism after its implantation into soft tissue. In our opinion, at present time polyacryalamide gel «Rinaplast» is one the best implanted materials used for contour facial plasty.
Key words: implantation, gel «Rinaplast», local and general resistance, contour facial plasty.


:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_321.html

:


.
.