Характерологические особенности руководителя учебного подразделения вуза – заведующего кафедрой

: 2010/9/6 | : Современная стоматология

А.А. Тимофеев, д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Института стоматологии НМАПО им. П.Л. Шупика


Заведующий кафедрой является руководителем определенной группы преподавателей в высшем учебном заведении. Эффективность управленческой деятельности заведующего кафедрой полностью зависит от имеющихся у него способностей. На успешность деятельности заведующего кафедрой оказывают влияние опыт его прежней работы, наличие знаний, навыков и умений, а также его личностные качества. Способность к руководящей деятельности предполагает умение разрешать «нестандартные» управленческие ситуации, которые не имеют готовых ответов для их решения (связанные с конкретными или конфликтными ситуациями). Решения обязательно должны быть направлены на благоприятное разрешение ситуаций или конфликтов. Известно, что чем более сильным является руководитель определенного ранга, тем менее он конфликтен. По нашему мнению, чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, ему необходимо пройти все ступени должностной лестницы. Масштабность мышления руководителя должна быть неразрывно связана с его должностным рангом. Чем способнее руководитель, тем ему легче изменять масштаб своего мышления, а чем он сильнее как организатор, тем лучше он может реализовать свои способности. Сильного руководителя всегда отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов руководства, управленческих умений. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства. Когда руководитель более низкого звена не согласен с вышестоящим начальником, то свои контраргументы он должен тщательно обосновывать.

Заведующему кафедрой предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Любого руководителя кафедры можно оценить как по его деловым, так и по профессиональным качествам. Одним из очень важных качеств авторитетного руководителя кафедры является умение разбираться в людях. Каждому заведующему кафедрой необходимо знать всех своих подчиненных, т. е. сотрудников, которыми он руководит. Для того чтобы ближе узнать своих подчиненных, желательно ознакомиться с их личными делами в отделе кадров. Но изучение даже этих документов не может дать полного представления о способностях и личных качествах подчиненных. От руководителя требуется знать о них все, что может повлиять на процесс проведения ими учебно-воспитательной и лечебной работы со студентами и врачами. Но этими знаниями о своих сотрудниках нужно еще уметь правильно воспользоваться, чтобы получить надежный прогноз делового поведения подчиненного в конкретных ситуациях, как в настоящем, так и в будущем времени. Заведующий кафедрой должен в личностных характеристиках подчиненных ценить их самостоятельность и независимость, а также избегать присутствия возле себя подхалимов и угодников, которые своим неправильным поведением могут нравственно разлагать не только своих начальников, но и весь трудовой коллектив. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность профессиональной деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых сотрудников к решению сложных или важных проблемных вопросов. Хороший руководитель помогает подчиненным разобраться в трудных (профессиональных или жизненных) ситуациях. В некоторых случаях опытный руководитель может возложить определенную часть своих полномочий на сильных подчиненных, поставив перед ними конкретные задачи, и использовать при этом демократические методы руководства, ориентируясь на способности и умения этих сотрудников. Руководство кафедрой – это процесс влияния на подчиненных и он является способом заставить их работать на достижение единой цели. Следует помнить, что руководство кафедрой в высших учебных заведениях непосредственно связано с оказанием влияния не только на подчиненных, но и на студентов, интернов, врачей-курсантов и т. п. Как уже ранее было сказано, совместные усилия сотрудников кафедры должны быть всегда направлены на достижение общей цели – проведение учебного и лечебного процесса, а также научно-исследовательской деятельности на высоком методическом и профессиональном уровне в данном подразделении. Личные интересы руководителя и сотрудников не должны быть выше общественных (кафедральных). Личные цели отдельных сотрудников заставляют руководителя в некоторых случаях сориентировать их на достижение общей задачи, а в других – подчинить личные интересы во имя достижения общей цели. Чтобы подчинить цели индивидуума (преподавателя) целям группы (кафедры), руководитель должен применить всю свою энергию, авторитет, мотивацию, а иногда даже и власть. Для быстрого и более эффективного достижения цели руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал на ее выполнение. Известно, что удачно подобранный руководителем кафедры коллектив всегда работает ровно, без срывов и большинство проблем решает без конфликтов, т. к. имеется общая заинтересованность в конечных результатах.

Руководитель кафедры должен быть не только прекрасным профессионалом, но и хорошим организатором, который умеет организовать работу своих подчиненных. Организовать работу других – это в первую очередь умение распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий. От того, насколько правильно руководитель владеет искусством делегирования своих полномочий, и зависит эффективность работы сотрудников его подразделения. Этим также определяется качество работы и самого руководителя. Заведующий кафедрой, который не умеет или не желает использовать методы делегирования, – это не настоящий руководитель. Он должен обеспечить выполнение кафедральной работы руками своих подчиненных. Конечно же, свои полномочия делегировать нужно, но не нужно забывать о том, что если работа не будет сделана или будет выполнена плохо, то ответственность и наказание за это понесет непосредственно руководитель данного подразделения, т. к. он является единоначальником у своих подчиненных.

Заведующий кафедрой должен ежедневно оценивать имеющуюся ситуацию и, при необходимости, принимать конкретные решения. Только руководитель подбирает себе персонал и распределяет задания, при этом обязательно контролируя работу своего подразделения и осуществляя ее мотивацию. Поведением руководителя и его отношением к делу и сотрудникам создается психологическая атмосфера внутри кафедры (наличие или отсутствие нервозности и неуверенности, страха или же наоборот, уверенности, доброжелательности и деловой активности). Очень многое в профессиональной деятельности любого подразделения зависит от личности самого руководителя и его авторитета.

Эффективность руководящей деятельности заведующего кафедрой во многом определяется его авторитетом. Существующее мнение о том, что с получением определенного должностного руководящего поста человек автоматически приобретает авторитет руководителя, является ошибочным. Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он (руководитель) приобретает своим повседневным трудом, имеющимися у него профессиональными знаниями и умениями, а также наличием организаторских способностей и, конечно же, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, заведующий кафедрой должен объединять в себе как лидерские, так и руководящие функции. Поддержка сотрудников кафедры – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем – это прежде всего находиться в хороших отношениях со своими сотрудниками, ведь только подчиненные имеют самое верное представление о стиле руководства заведующего кафедрой, на которой они работают. Каким руководитель выглядит в глазах своих подчиненных, таким его все окружающие обычно и представляют. Все успехи или неудачи всегда происходят на глазах у сотрудников. Подчиненные обычно прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве работа становится значительно интереснее, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости за свою кафедру. При плохом руководстве кафедрой подчиненные просто отбывают «трудовую повинность». Завоевание авторитета в трудовом коллективе, как и эффективное управление им, является до некоторой степени искусством, которым может овладеть далеко не каждый человек.

На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие у него высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К профессиональной этике руководителя следует отнести: демократизм в общении с подчиненными и другими коллегами по работе, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в общении, его доступность и внимательность, точность и ответственность в отношении к данному им слову. Большое значение также имеют внешний вид, подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения руководителя. Но внешняя сторона поступков руководителя кафедры должна полностью соответствовать его внутренним нравственным убеждениям. При этом условии нормы служебного этикета руководитель может общаться с людьми наиболее эффективно. Постоянное общение с подчиненными поднимает авторитет заведующего кафедрой и уровень доверия к нему.

Считается, что одними из самых важных характеристик руководителя кафедры нужно считать способность доминировать в коллективе, эмоциональную уравновешенность и уверенность в себе, а также общительность и ответственность. Возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для эффективного управления коллективом. Главное в характеристике руководителя – это черты его личности. К числу наиболее необходимых для руководителя кафедры черт личности следует отнести: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, надежность при выполнении заданий, независимость и общительность. Под доминантностью понимают способность руководителя кафедры влиять на своих подчиненных. Заведующему кафедрой необходимо обязательно обладать данной характерологической особенностью, так как невозможно представить, что можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них никакого влияния. Влияние на сотрудников должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психологических и педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь в своей основе справедливый подход руководителя к подчиненному.

Заведующему кафедрой необходимо быть уверенным в себе. Наличие уверенности в себе непосредственно отражается на подчиненных. При наличии уверенности руководителя подчиненные всегда ощущают спокойствие и поддержку, защиту и надежность, т. е. уверенность в завтрашнем дне. Таким образом руководитель кафедры создает определенную психологическую атмосферу в подразделении, обеспечивая и повышая мотивацию на выполнение кафедральных заданий. Если руководитель не уверен в себе, то это не может вызывать доверия и уважения к нему со стороны как сотрудников кафедры, так и руководителей других аналогичных подразделений или же руководителей более высокого ранга (деканов, проректоров, ректоров и др.).

Заведующему кафедрой следует быть эмоционально уравновешенным человеком. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя над своими эмоциональными проявлениями. Следует всегда помнить, что отношения между руководителем и подчиненными должны быть ровными и деловыми. Эти отношения не должны зависеть от личной симпатии или антипатии, а также собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность руководителя кафедры всегда сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Руководитель кафедры не должен быть паникером. Он должен быть стрессоустойчивым в своей профессиональной деятельности. Если имеется негативный всплеск эмоций у руководителя, то это может понизить чувство уверенности в своих силах и у подчиненных, а следствием этого уже будет резкое снижение их деловой активности. Поэтому сотрудники на такой кафедре будут вынуждены бороться с собственными тревожными чувствами, а не с имеющимися на работе проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж заведующего кафедрой.

У руководителя должна присутствовать креативность, или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства заведующего кафедрой является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания. Независимость, несомненно, является важной личностной характерологической чертой руководителя кафедры, которая обеспечивает ему успешность действий в различных сферах профессиональной деятельности. Какие бы советы или распоряжения ни принимал руководитель от окружающих подчиненных ему людей, конечное же, решение заведующий кафедрой должен всегда принимать только сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель кафедры, тем больше проявляется его независимость в руководстве подразделением. Но исключительная независимость не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег по совместной профессиональной деятельности или подчиненных. Необходимо, чтобы руководитель кафедры имел свою точку зрения на возникающие внутри коллектива проблемы. Заведующий кафедрой должен иметь свое профессиональное и, конечно же, человеческое лицо, а также поддерживать эти качественные характеристики у подчиненных. Но всегда следует помнить, что чрезмерная независимость руководителя кафедры может перерасти в самодурство и волюнтаризм.

Общительность должна являться обязательной чертой характера заведующего кафедрой. Известно, что около двух третей своего рабочего времени руководитель любого подразделения затрачивает на общение с окружающими его людьми (подчиненными, студентами, врачами-курсантами, учениками и т. д.), а также с вышестоящими руководителями. Поэтому коммуникационные способности у заведующего кафедрой должны быть достаточно высокими. Многие деловые или профессиональные связи, которые устанавливаются между отдельными кафедрами внутри или вне учебного (института, университета, академии) или лечебного учреждения, руководители начинают с общения (с представителями фармацевтических фирм, с руководством больниц или поликлиник и др.). Общительность руководителя определяется отсутствием у него замкнутости и изолированности, проявляется в легкости вхождения в контакт с другими людьми. Общительность как качество личности обязательно должна сопровождаться эмоционально положительным стилем общения. Руководитель, который легко вступает в контакт или деловую связь с другими людьми, но при этом вызывает у окружающих эмоционально отрицательный стиль общения, может быть назван контактным, но только не общительным. В отличие от общительного человека, контактный руководитель общается в зависимости от условий и обстоятельств конкретной производственной обстановки. Его общение является обязательным и/или вынужденным. Противоположной стороной общительности следует считать замкнутость или необщительность. Там, где уровень организованности и сработанности коллектива достаточно высок, низкая общительность его руководителя является вполне допустимой. При недостаточно же высоком уровне организованности и сработанности коллектива кафедры от руководителя требуется наличие большой общительности и постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность в некоторых случаях сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя кафедры. Чрезмерная общительность руководителя мешает работе его подчиненных, т. к. это отвлекает сотрудника от выполнения служебных заданий. В процессе общения между руководителем кафедры и подчиненными значительную роль играют проявление эмоций, жесты и даже мимика. Каждый жест подобен слову в языке. Жесты могут быть обратной связью и помогают руководителю более точно видеть позицию того человека, с которым он общается. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т. е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Подчиненным желательно помнить, что, для того чтобы лучше преодолеть собственную застенчивость и предубеждения против личного общения с руководителем, требуется больше общаться. При наличии каких-либо предложений рекомендуется сначала изложить их в устной форме, а затем уже в письменной представить в виде рапорта. Когда будут выяснены возражения заведующего, тогда уже можно будет сосредоточить свое внимание на их рассмотрении.

В то же время руководитель кафедры должен нести ответственность за принятые решения, а также быть надежным при выполнении ответственных заданий. Следует сказать, что дефицит этих человеческих качеств мы ежедневно ощущаем в нашей повседневной жизни. Заведующий кафедрой должен знать, что практически всегда ему необходимо нести персональную ответственность за принятые им решения. Еще раз напоминаю, что руководитель кафедры должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности для подчиненных ему преподавателей, студентов, врачей, учеников (диссертантов), профильных больных и других окружающих его людей. В повседневной работе заведующему кафедрой необходимо соблюдать общеизвестные правила общения с людьми: нужно стараться обращаться к своим подчиненным с уважением и употреблять имя и отчество; проявлять интерес к людям и быть внимательным к ним; нужно уметь давать правильные указания своим подчиненным и уметь слушать их, что является критерием коммуникабельности; нельзя высмеивать и осуждать подчиненных и других людей (нужно уметь поставить себя на место того, кого вы осуждаете); важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого кафедрального работника; следует всегда приветствовать людей при встрече, т. к. это также повышает авторитет руководителя.

Руководитель кафедры должен обязательно иметь культуру речи, которая среди прочих правил приличия имеет огромное практическое значение и играет особую роль в общении с подчиненными, обучающимися студентами (курсантами) и больными. Культура речи руководителя предполагает наличие умения и навыков подбора для выражения своих мыслей правильных и нужных слов. Необходимо правильно строить из них фразы с обязательным использованием словесных формул вежливости (благодарю, извините и т. д.). Даже темп речи руководителя имеет огромное значение. В речи руководителя может с успехом использоваться эмоциональная окраска для слов или текста. В некоторых случаях положительный эффект возникает даже при использовании мимики. Речь заведующего кафедрой всегда должна быть внятной и тесно связанной с определенными заданиями. Наличие несвязной и невыразительной речи не способствует высокой эффективности общения между людьми. Такая речь не убеждает окружающих людей и не оставляет положительного впечатления в сердцах и душах подчиненных. Но для того чтобы научиться хорошо говорить, следует научиться ясно мыслить, а для этого необходимо, как минимум, быть эрудированным и образованным человеком. От руководителя требуется умение не только убеждать и размышлять, но и анализировать конкретные ситуации. Общеизвестно, что в речи руководителя кафедры недопустимым элементом является наличие сквернословия. Заведующий кафедрой должен уметь владеть техникой речи и постоянно ее совершенствовать, пополняя свой лексикон. Руководителю кафедры высшего учебного заведения необходимо не только постоянно совершенствоваться в технике речи, но и практиковаться в ораторском искусстве, проводя лекции или другие занятия с врачами и студентами в лечебных учреждениях (обходы или осмотры больных, предоперационные и послеоперационные разборы, патологоанатомические или студенческие конференции и т. д.).

Все перечисленное указывает на то, что руководителем кафедрой не может быть любой профессиональный сотрудник данного подразделения, им может стать только профессионал, который обладает всеми ранее перечисленными характерологическими особенностями личности.


:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_574.html

:


.
.