Компьютерные технологии в обучении студента и врача

: 2010/2/23 | : Современная стоматология

А.А. Тимофеев, д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Института стоматологии НМАПО им. П.Л. Шупика


Обучение – это упорядоченное взаимодействие преподавателя со студентами и врачами (интернами, курсантами), направленное на достижение поставленной цели (в нашем случае – это соответствие Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования – квалификации «врача-стоматолога»). Образование – это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений (овладение способами применения усвоенных знаний на практике), навыков (умения, доведенные до автоматизма или высокой степени совершенства) и способов мышления.

Для Украины, которая сейчас утверждает себя в качестве независимой и равноправной державы, наличие полноценной современной системы высшего до- и последипломного медицинского образования, признаваемой всем мировым сообществом, является жизненной необходимостью. Для этого следует решать проблемы компьютеризации обучения в системе высшего медицинского образования.

Основными функциями преподавателя в учебном процессе, который осуществляется с применением компьютера, являются следующие: отбор учебного материала и заданий на каждом этапе проводимого обучения; планирование, контроль и коррекция процесса обучения. Функция отбора учебного материала и необходимых заданий для конкретного этапа обучения является сложной как в теоретическом, так и практическом плане. Поэтому здесь на первом месте стоит не только глубина знания предмета преподавателем, но и его педагогический опыт. Планирование процесса обучения с применением компьютерной техники должно осуществляться в направлении максимальной индивидуализации. Индивидуализированное обучение предполагает в максимальной степени учитывать особенности каждого обучающегося. Чтобы обучение студента или врача-интерна могло стать индивидуализированным, оно в первую очередь должно быть индивидуальным. Индивидуальным следует считать только то обучение, которое проводится по принципу: один обучаемый – один компьютер. В высшем медицинском учебном заведении компьютер выступает в роли технического средства обучения. Компьютерная техника дает возможность использовать учебный материал в различных формах: в виде тестовых заданий, дополнительного материала (схемы, рисунки, таблицы), отдельных разделов и глав конкретного учебника и т. д.

Если сравнить учебник и персональный компьютер как источники информационных материалов, то каждый из них может иметь как достоинства, так и недостатки. Одним из достоинств компьютерной техники по сравнению с книгой является высокий уровень обработки оперативной информации (изменения в представляемом информационном учебном материале можно вносить в ближайшее время после их появления в литературе). Вместе с тем, по моему мнению, компьютер никогда не сможет заменить учебник. В современном мире роль компьютера в профессиональной подготовке студента (интерна) и/или повышении квалификации врача-специалиста велика. Использование компьютерной техники в учебном процессе – важный компонент подготовки студентов и врачей-интернов к их дальнейшей трудовой деятельности. Выделяются три основные формы, в которых компьютер следует использовать при выполнении им обучающих функций: в качестве тренажера, как репетитор и как устройство, моделирующее определенные ситуации.

Используя компьютер в качестве тренажера, его целесообразно применять для закрепления знаний, полученных на практических и семинарских занятиях, а также на лекциях. Тренировка на компьютере для закрепления знаний проводится по типу «шаг за шагом», т. е. от простого к сложному. В начальном процессе использования персонального компьютера отмечается некоторая интеллектуальная пассивность обучающегося. Но по мере усложнения тренировочных заданий роль компьютера в интеллектуальной активности начинает возрастать. Тренировочные системы (компьютерные классы) целесообразно использовать для выработки и закрепления умений и отработки навыков.

Компьютер позволяет усилить мотивацию к обращению студентов и врачей к книге – учебнику. Новизна работы с компьютером обучающегося способствует значительно повысить интерес к предмету, дает возможность регулировать представляемый учебный материал по степени его сложности, а успешное выполнение заданий положительно сказывается на мотивации. Компьютер позволяет устранить одну из причин отрицательного отношения к обучению – неуспех (неудачу), которая обусловлена пробелами в знаниях или непониманием определенного раздела.

Обучение при помощи компьютера можно многократно повторять с целью закрепления полученных знаний или умений. В этом случае компьютер используется уже в качестве репетитора. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний. Это дает обучающемуся возможность объективно оценить ход процесса его обучения соответствующему предмету.

Таким образом, компьютерные технологии предполагают появление принципиально новых, нетрадиционных форм обучения студентов и врачей – это дистанционное, а в будущем и виртуальное обучение.

Традиционное обучение является самой распространенной формой обучения знаниям, умениям и навыкам. Оно предусматривает следующую его схему: изучение нового материала – его закрепление – контроль полученных знаний – оценка. В настоящее время компьютерные технологии позволяют усовершенствовать традиционную форму обучения путем включения компьютера в качестве тренажера и репетитора. Но это еще далеко не все возможности компьютерных технологий, которые позволяют проводить дистанционное обучение. Дистанционное обучение – новая форма обучения в педагогике.

Дистанционная форма обучения позволяет получать информацию (обязательную или новую) с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации (электронная почта, Интернет и т. д.). Дистанционная форма обучения позволяет не только получить обязательные необходимые знания по определенному разделу предмета, но и постоянно их совершенствовать за счет новой информации. За счет дистанционной формы обучения врач-специалист может овладеть определенными знаниями на рабочем месте в любом лечебном учреждении нашей страны. Компьютер позволит не только получить врачу обязательную или новейшую информацию, но и проэкзаменовать его, а также выявить ошибки в проведении лечения больных и корректировать данное лечение в зависимости от определенных ситуаций. Компьютерные технологии позволяют провести тренировку в проведении различных лечебных методик. В настоящее время дистанционные методы обучения могут применяться в виде отдельных лекций по наиболее актуальным разделам специальности и консультаций сложных больных. Следовательно, компьютерные технологии позволяют расширить формы не только додипломного, но и последипломного медицинского образования. Процесс дистанционного обучения в Украине сдерживается традиционными для нашей страны причинами, а именно: отсутствием хорошего материально-технического обеспечения высших учебных и лечебных учреждений, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи (телекоммуникационных технологий), а также низким материальным стимулированием преподавателей. Дистанционное образование органически вписывается в систему непрерывного образования. Потенциальными потребителями дистанционного образования являются врачи-специалисты, которые нуждаются в переподготовке и повышении квалификации (по типу тематических циклов усовершенствования). Данная система обучения также применима для преподавательского состава высших медицинских учебных заведений, который нуждается в регулярном повышении своей врачебной и педагогической квалификации.

Дистанционное обучение дает возможность врачу провести обучение или повышение квалификации, не покидая своего места жительства и/или в процессе выполнения производственных (лечебно-диагностических) заданий, обеспечить доступ к новейшим отечественным и зарубежным достижениям в медицине, организовать процесс самообучения, повысить свой общемедицинский или профильный уровень подготовки, а также удовлетворить потребность нашей страны в качественной подготовке врачей-специалистов, в которых так нуждается наше государство.




Реклама:
правила игры в американскую рулетку | скачать бесплатно игру блэкджек


:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_452.html

:


.
.